Бордюрный камень

Бордюрный камень

Бортовой камень укрепляет дорожное полотно, воспрепятствует размыванию обочин, отделяет проезжую часть от пешеходной зоны, применяется для водоотвода, уводя стоки с дороги в водоприёмники или водоотводные лотки, способствует безопасности дорожного движения. Бортовой камень — неотъемлемая часть уличной сети дорог и тротуаров, несёт эстетическую функцию, защищает тротуарную плитку от разрушения, создаёт вид законченного инженерного сооружения.

Бортовой камень делят на типы:

  • БР — прямые
  • БК — криволинейные (радиусные)
  • БС — скошенные.

Бордюрный камень бортовой ГОСТ 6665-91

НаименованиеРазмеры (ДхШхВ, мм)Объем, м3Масса, тонн
БР 100.45.18 МАГИСТРАЛЬНЫЙ (вибропрес.) 1000х180х450 0,081 0,18
БР 100.30.15 ДОРОЖНЫЙ (вибропрес.) (на поддоне 15 шт, вес поддона 1500 кг) 1000х150х300 0,045 0,1
БР 100.30.18 МАГИСТРАЛЬНЫЙ (вибропрес.) (на поддоне 15 шт, вес поддона 1695 кг) 1000х180х300 0,054 0,113
БР 80.20.8 ТРОТУАРНЫЙ (вибропрес.) (на поддоне 32 шт, вес поддона 832 кг) 800х80х200 0,013 0,026
БР 50.20.8 ТРОТУАРНЫЙ(вибропрессован.) (на поддоне 100 шт, вес поддона 1600 кг) 500х80х200 0,008 0,016
БК 80.30.15.3 ДОРОЖНЫЙ радиусный R пов = 3000 мм (на поддоне 12 шт, вес поддона 960 кг) 800х150х300 0,036 0,08
БСп 100.30/22.15 ДОРОЖНЫЙ скошенный Правосторонний (на поддоне 12 шт, вес поддона 1080 кг) 1000х150х300\220 0,045 0,09
БСл 100.30/22.15 ДОРОЖНЫЙ,скошенный Левосторонний (на поддоне 12 шт, вес поддона 1080 кг) 1000х150х300\220 0,045 0,09
Бордюр садовый 500х40х200 (БР 50.20.4) 500х40х200 0,004 0,00925
Бордюр садовый 500х60х200 (БР 50.20.6) 500х60х200 0,006 0,012
Бордюр садовый 500х80х210 (БР 50.20.8) 500х80х210 0,008 0,016

Бортовой камень изготавливаются из мелкозернистого (песчаного) и тяжёлого бетонов по ГОСТ 26633. Бетон камней дорожных соответствует классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В30, а тротуарных — не менее чем В22,5. Марка бетона по морозостойкости не менее F200. Водопоглощение бетона по массе не более 6% для мелкозернистого и не более 5% для тяжёлых бетонов. Категория бетонной поверхности А6 по ГОСТ 13015-2003.

Установка бордюрного камня уменьшает риск размытия обочины дороги и откосов дождем. Важным элементом при монтаже бордюрного камня является подготовка основания, наилучшим материалом для которого является бетон марки М200. Как правило бордюрный камень устанавливают одновременно со строительством основания дорожной одежды. Главное требование, предъявляемое при монтаже бордюрных камней — это соблюдение прямолинейности в плане и в профиле. Необходимо очень ответственно подходить к установке бордюрного камня, ведь его разрушение неминуемо повлечет за собой разрушение самого дорожного полотна, откосов, тротуаров. Именно поэтому установка бортового камня (именно так часто называют бордюрный камень) должна производиться организациями, имеющими соответствующие знания и профессиональные навыки. Сначала происходит подготовка земляного полотна, его выравнивание и уплотнение, затем готовят основание из песка (песчаную подушку), следом с двух сторон монтируют металлическую или деревянную опалубку, готовят бетонное основание и устанавливают бортовой камень. После этого в опалубку засыпают бетон. Конечными шагами являются заделка и затирка швов. Установку бортового камня производят по шнуру, натянутом между металлическими штырями на высоте, которая соответствуюет отметке верхней кромки бортовых камней. Верхняя часть бортового камня должна возвышаться над бровкой покрытия примерно на 15-20 см. Как правило бордюр устанавливается вручную, но с применением специальных приспособлений.

Изготавливаются бортовые камни из мелкозернистого бетона методом сухого вибропрессования, что придает им повышенные характеристики по морозостойкости, водонепроницаемости, влагостойкости, истираемости. Бордюрный камень устойчив ко многим внешним воздействиям, почти любым погодным условиям, дорожным химреагентам.

Бортовой камень подразделяется на несколько основных групп: бордюр дорожный, бордюр магистральный. Бордюр дорожный маркируется БР 100.30.15 Бордюр магистральный в свою очередь делится на две подкатегории: бордюр магистральный БР 100.30.18 и бордюр магистральный БР 100.45.18 Первый вид БР 100.30.18 отличается от бордюра дорожного большим размером по ширине и часто используется на различных участках автомагистралей и городов, а бордюр магистральный БР 100.45.18 является аналогом Блока Б-5 серии 3.503.1-66, т.к. полностью копирует его внешние размеры. Блок Б-5 представляет собой основной вид бортового камня, используемого при строительстве федеральных дорог.